Чуйский тракт

Чуйский тракт

Координаты:
Новосибирская область: 55.030199, 82.920430.
Барнаул: 53.381855, 83.989823.
Бийск: 52.539297, 85.213820.
Республика Алтай: 50.736240, 87.015454.
Ташанта: 49.716552, 89.193662.
Статус: федеральная
Длина: 968 км.
Начало: Новосибирск. Через Бийск.
Конец: государственная граница с Монголией.
Дорожное покрытие: асфальтобетон.

Чуйский тракт

Федеральная автомобильная дорога Р256 «Чуйский тракт» (до 1 января 2018 года также применялся номер М52) — автомобильная дорога федерального значения Новосибирск — Новоалтайск (подъездная дорога к Барнаулу) — Бийск — Майма (подъездная дорога к Горно-Алтайску) — государственная граница с Монголией. Берет начало с территории Новосибирской области через Алтайского края и Республику Алтай до границы с Монголией.

Чуйский тракт – главная транспортная автомагистраль Республики Алтай, попала в десятку самых красивых дорог мира журнала National Geographic. http://www.nat-geo.ru/travel/49308-10-samykh-krasivykh-avtodorog-mira/Американское

Это старинная дорога, отрезок «Шёлкового пути» из России в Китай много столетий назад. Изначальная часть дороги составляет 630 км, начинается с нулевого километра города Бийска — где стоит здание музея Чуйского тракта, и заканчивается на государственной границе с Монголией. Путь начинается в Бийске, через берёзовые рощи и деревни, мимо села Сростки — родины Василия Шукшина. Уже через сотню километров голубые горы украшают горизонт, бурные реки радостно сопровождают проезжающих автомобилистов, горная тайга ласкает пушистой зеленью. В селе Майма дорога расходится вилкой: повернешь налево – попадешь к Телецкому озеру, направо – к подножию Белухи, где Рерих искал Шамбалу на пути в Гималаи или к небесным озёрам Монголии, через Курайскую степь, в вечные снега. В Курайской степи встречаются последние островки тайги, а уже за перевалом начинается абсолютная степь, где стоят юрты кочевников и бродят караваны верблюдов. Такую поездку не стоит планировать на неделю, ведь каждый поворот – повод к отдельному путешествию.

Упоминания о Чуйском тракте, ранее Мунгальским, находили еще в китайских источниках тысячелетней давности. С тех пор и до начала XX века дороги не было, только горная тропа, которой пользовались купцы и паломники, чтобы дойти до священного дерева в верховье реки Катунь. Колесную дорогу из Онгудая до Кош-Агача обустроили только к 1903 году. Музей Чуйского тракта хранит архивы, фотографии, картины, диорамы и объёмный макет дороги.

Появилась эта удивительная дорога в 1756 году, когда Алтай стал частью Российской империи. Уже в 1788 году в алтайских краях появились первые русские купцы, а к 1864 году в районах реки Чуи уже стояли первые избушки.

Чуйский тракт

Торговля развивалась, однако дороги ещё не было. Чуйский торговый путь представлял собой крутую горную тропу. По опасной тропе передвигались только верхом. Невозможно было использовать ни сани, ни телеги, а на участке из Онгудая до Кош-Агача товары перемещались людьми волоком.

Ко второй половине XIX столетия появилась идея о том, чтобы проложить по Чуйской долине нормальную дорогу. Проекты не реализовали по причине недостатка средств, ведь постройка дороги через горы – это трудоёмкий и затратный процесс. К 1890 году, несмотря на это, появилось подобие ровной дороги, однако ездить зимой и весной было невозможно.

В1901 году началась стройка, на которую выделили 80 тысяч рублей. Строительство завершили в 1903 году, но качество дороги не удовлетворяло.

Чуйский тракт

Далее приводятся события в хронологическом порядке:

В 1914 году в Горный Алтай отправилась экспедиция инженера В.Я.Шишкова, которая составила карты и проект будущей трассы
В 1922 году построили мост через Чую
В 1920-1930-е годы строительство дороги стало стратегической целью государства, а рабочие строили дорогу голыми руками в тяжёлых условиях
В 1924-1925 годах появились проекты новых направлений дороги и утвердили по удобствам Катунский
В 1930-х годах строили тракт узники концлагерей, командировки располагались через каждые 15-20 километров. Дорогу строили ценой жизней тысяч людей.
В 1934 году прошёл первый автопробег из Бийска до Кош-Агача
В 1935 году в Бийске построили мост через Бию, откуда начинался раньше Чуйский тракт
1 января 1935 года дорога из Бийска до Ташанты вступила в эксплуатацию

Чуйский тракт

Впоследствии Чуйский тракт постоянно совершенствовался, дорабатывался и ремонтировался. Последние доработки произвели в 1984 году, когда открылся путь через перевал Чике-Таман.

Благодаря нечеловеческим усилиям сегодня проезжают по гладкому асфальтовому полотну сотни километров, чтобы увидеть массу интереснейших мест.

Чуйский тракт

Пейзажи и невероятные панорамы стремительно меняются, путешественники удивляются переменам географических поясов. Отдельный разговор — достопримечательности Чуйского тракта:

Музей Чуйского тракта.
Село Полеводка. Художественно-этнографический парк «Легенда».
Село Стростки. Гора Пикет. КГБУ Всероссийский мемориальный музей-заповедник В.М.Шукшина.
Село Майма. Храм из камня — храм Сошествия Святого Духа.
Гора Бабырган, 1008 метров
Озеро Ая.
Село Черемшанка. Черемшанский святой источник.
Село Манжерок. Озеро Манжерок. Манжерокский источник с целебной водой.
Источник Аржан-Суу – минеральный источник с целебной водой. Государственный природный памятник.
Тавдинские пещеры.
Камышлинский водопад, 12 м
Каракольские озёра.
Каракольская галерея. Плиты с наскальными рисунками и руническими письменами.
Село Камлак. Ботанический сад.
Село Черга. Чергинский Зубровый питомник.
Семинский перевал, 1717 м.
Перевал Чике-Таман, 1295 м.
Катунские террасы.
Урочище Калбак-Таш.
Водопад Ширлак.
Парк Чуй-Оозы.
Село Иня. Каменные стелы-менгиры. Древний курган.
Чибитские водопады.
Село Акташ. Рыбные озёра и долина пазырыкских курганов.
Красные ворота.
Гейзеровое озеро.
Чаган-Уузун — целебный источник.
«Марс».
Гора Актру.
Долина Укок.

Бесплатная консультация горного гида

Мы позвоним или напишем вам
и подберём тур

Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных

Спасибо за ваш запрос!

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время