Чуйский тракт
![Чуйский тракт](https://big-altai.ru/wp-content/uploads/2022/10/1-750.jpg)
Координаты:
Новосибирская область: 55.030199, 82.920430.
Барнаул: 53.381855, 83.989823.
Бийск: 52.539297, 85.213820.
Республика Алтай: 50.736240, 87.015454.
Ташанта: 49.716552, 89.193662.
Статус: федеральная
Длина: 968 км.
Начало: Новосибирск. Через Бийск.
Конец: государственная граница с Монголией.
Дорожное покрытие: асфальтобетон.
![Чуйский тракт](https://big-altai.ru/wp-content/uploads/2022/10/2-750.jpg)
Федеральная автомобильная дорога Р256 «Чуйский тракт» (до 1 января 2018 года также применялся номер М52) — автомобильная дорога федерального значения Новосибирск — Новоалтайск (подъездная дорога к Барнаулу) — Бийск — Майма (подъездная дорога к Горно-Алтайску) — государственная граница с Монголией. Берет начало с территории Новосибирской области через Алтайского края и Республику Алтай до границы с Монголией.
Чуйский тракт – главная транспортная автомагистраль Республики Алтай, попала в десятку самых красивых дорог мира журнала National Geographic. http://www.nat-geo.ru/travel/49308-10-samykh-krasivykh-avtodorog-mira/Американское
Это старинная дорога, отрезок «Шёлкового пути» из России в Китай много столетий назад. Изначальная часть дороги составляет 630 км, начинается с нулевого километра города Бийска — где стоит здание музея Чуйского тракта, и заканчивается на государственной границе с Монголией. Путь начинается в Бийске, через берёзовые рощи и деревни, мимо села Сростки — родины Василия Шукшина. Уже через сотню километров голубые горы украшают горизонт, бурные реки радостно сопровождают проезжающих автомобилистов, горная тайга ласкает пушистой зеленью. В селе Майма дорога расходится вилкой: повернешь налево – попадешь к Телецкому озеру, направо – к подножию Белухи, где Рерих искал Шамбалу на пути в Гималаи или к небесным озёрам Монголии, через Курайскую степь, в вечные снега. В Курайской степи встречаются последние островки тайги, а уже за перевалом начинается абсолютная степь, где стоят юрты кочевников и бродят караваны верблюдов. Такую поездку не стоит планировать на неделю, ведь каждый поворот – повод к отдельному путешествию.
Упоминания о Чуйском тракте, ранее Мунгальским, находили еще в китайских источниках тысячелетней давности. С тех пор и до начала XX века дороги не было, только горная тропа, которой пользовались купцы и паломники, чтобы дойти до священного дерева в верховье реки Катунь. Колесную дорогу из Онгудая до Кош-Агача обустроили только к 1903 году. Музей Чуйского тракта хранит архивы, фотографии, картины, диорамы и объёмный макет дороги.
Появилась эта удивительная дорога в 1756 году, когда Алтай стал частью Российской империи. Уже в 1788 году в алтайских краях появились первые русские купцы, а к 1864 году в районах реки Чуи уже стояли первые избушки.
![Чуйский тракт](https://big-altai.ru/wp-content/uploads/2022/10/3-750.jpg)
Торговля развивалась, однако дороги ещё не было. Чуйский торговый путь представлял собой крутую горную тропу. По опасной тропе передвигались только верхом. Невозможно было использовать ни сани, ни телеги, а на участке из Онгудая до Кош-Агача товары перемещались людьми волоком.
Ко второй половине XIX столетия появилась идея о том, чтобы проложить по Чуйской долине нормальную дорогу. Проекты не реализовали по причине недостатка средств, ведь постройка дороги через горы – это трудоёмкий и затратный процесс. К 1890 году, несмотря на это, появилось подобие ровной дороги, однако ездить зимой и весной было невозможно.
В1901 году началась стройка, на которую выделили 80 тысяч рублей. Строительство завершили в 1903 году, но качество дороги не удовлетворяло.
![Чуйский тракт](https://big-altai.ru/wp-content/uploads/2022/10/4-750.jpg)
Далее приводятся события в хронологическом порядке:
В 1914 году в Горный Алтай отправилась экспедиция инженера В.Я.Шишкова, которая составила карты и проект будущей трассы
В 1922 году построили мост через Чую
В 1920-1930-е годы строительство дороги стало стратегической целью государства, а рабочие строили дорогу голыми руками в тяжёлых условиях
В 1924-1925 годах появились проекты новых направлений дороги и утвердили по удобствам Катунский
В 1930-х годах строили тракт узники концлагерей, командировки располагались через каждые 15-20 километров. Дорогу строили ценой жизней тысяч людей.
В 1934 году прошёл первый автопробег из Бийска до Кош-Агача
В 1935 году в Бийске построили мост через Бию, откуда начинался раньше Чуйский тракт
1 января 1935 года дорога из Бийска до Ташанты вступила в эксплуатацию
![Чуйский тракт](https://big-altai.ru/wp-content/uploads/2022/10/5-750.jpg)
Впоследствии Чуйский тракт постоянно совершенствовался, дорабатывался и ремонтировался. Последние доработки произвели в 1984 году, когда открылся путь через перевал Чике-Таман.
Благодаря нечеловеческим усилиям сегодня проезжают по гладкому асфальтовому полотну сотни километров, чтобы увидеть массу интереснейших мест.
![Чуйский тракт](https://big-altai.ru/wp-content/uploads/2022/10/6-750.jpg)
Пейзажи и невероятные панорамы стремительно меняются, путешественники удивляются переменам географических поясов. Отдельный разговор — достопримечательности Чуйского тракта:
Музей Чуйского тракта.
Село Полеводка. Художественно-этнографический парк «Легенда».
Село Стростки. Гора Пикет. КГБУ Всероссийский мемориальный музей-заповедник В.М.Шукшина.
Село Майма. Храм из камня — храм Сошествия Святого Духа.
Гора Бабырган, 1008 метров
Озеро Ая.
Село Черемшанка. Черемшанский святой источник.
Село Манжерок. Озеро Манжерок. Манжерокский источник с целебной водой.
Источник Аржан-Суу – минеральный источник с целебной водой. Государственный природный памятник.
Тавдинские пещеры.
Камышлинский водопад, 12 м
Каракольские озёра.
Каракольская галерея. Плиты с наскальными рисунками и руническими письменами.
Село Камлак. Ботанический сад.
Село Черга. Чергинский Зубровый питомник.
Семинский перевал, 1717 м.
Перевал Чике-Таман, 1295 м.
Катунские террасы.
Урочище Калбак-Таш.
Водопад Ширлак.
Парк Чуй-Оозы.
Село Иня. Каменные стелы-менгиры. Древний курган.
Чибитские водопады.
Село Акташ. Рыбные озёра и долина пазырыкских курганов.
Красные ворота.
Гейзеровое озеро.
Чаган-Уузун — целебный источник.
«Марс».
Гора Актру.
Долина Укок.